Сайт учителя математики и информатики
Бабыниной Татьяны Ивановны

     

ИКТ

Главная  Гостевая книга

Вверх
ИКТ
Метод проектов
Краеведение
Копилка


Использование ИКТ на уроках математики

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, что повышает эффективность обучения.

Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.

Как учитель информатики, хочу отметить, что учащиеся средних и старших классов готовы к обучению с применением ИКТ. На уроках информатики они знакомятся с компьютерным тестированием, ресурсами Интернета, изучают различные программы (например, MS Word, MS Excel, Paint, MS Power Point, …), приобретая конкретные практические умения и навыки. Это способствует использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения различным школьным предметам, в том числе и математике.

Компьютер может выступать в роли источника учебной математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. В связи с этим ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации, а так же в домашних заданиях и внеклассной работе.

Внедрение ИКТ в преподавание математики я начинала с готовых обучающих программ. Использовала диски из школьной медиатеки: «Математика 5-11 классы. Практикум», «Математика 5-11. Новые возможности для усвоения курса Математики», «Сдаем единый экзамен», «Живая геометрия», электронный учебник-справочник «Алгебра 7-11».

Компьютерные обучающие системы предлагают различные учебные задания:

  •  компьютерный эксперимент;

  •  лабораторные работы;

  •  исследовательские задания;

  •  расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой.

В электронных учебниках компьютер частично выполняет роль учителя, так как осуществляет управление ходом изучения учебного материала и контроль за выполнением заданий. Использование электронных изданий позволяет дифференцировать обучение, стимулировать творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Однако обучающие системы не всегда устраивали меня. Ведь, как учитель, я имею своё видение темы урока, методика её изложения, подбор учебных и методических материалов. Поэтому следующим шагом в применении ИКТ стал переход от использования готовых компьютерных программ по математике к созданию собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft PowerPoint.

Основными достоинствами этой технологии считаю следующее:

  •  Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.

  •  Программа Microsoft PowerPoint технически не сложна.

  •  Достаточно одного компьютера и мультимедийного проектора, чтобы начать работать по этой технологии.

Работая с презентацией, в первую очередь необходимо определиться с целесообразностью её применения. Например, если слайд содержит динамические фрагменты, повышающие эффективность процесса усвоения новых знаний учащимися, то его применение на уроке более обоснованно, чем статистических слайдов.

Учебный материал на слайдах распределяю частями, удобными для восприятия. Не размещаю на одном слайде много информации, даже если она имеет отношение к сути, излагаемого на нём, вопроса.

Дизайн презентации выбираю так, чтобы стиль её оформления соответствовал содержанию. В учебной презентации уместнее сдержанный дизайн.

Динамические элементы на слайдах, конечно, повышают наглядность, способствуют лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала. Но при этом слайд не должен быть перенасыщен анимацией.

Для проведения уроков удобно использовать слайды с демонстрацией по щелчку.
При использовании презентации в качестве наглядного пособия важно оптимально задействовать и зрение, и слух. Поэтому часть информации выношу на демонстрационный слайд, а часть проговариваю. Это повышает продуктивность урока.

  • Примеры использования презентаций на уроках математики:

    •  Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

    •  Работа с устными упражнениями.

    •  Использование презентации при повторении пройденного материала.

    •  Демонстрация условия и решения задачи.

    •  Демонстрация геометрических чертежей.

    • Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

    • Проведение тестов.

    • Проведение физкультминуток.

    •  Проведение рефлексии.

    • Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.

    • Иллюстрация практического применения теорем в жизни.

    • Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

    • Внеклассная работа: математические игры и вечера.

Материалы мастер-класса «Детская природа требует наглядности»

Оснащение школы компьютерной техникой позволило перейти к использованию следующей технологии – компьютерное тестирование.

Достоинства компьютерного тестирования:

  • Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.

  •  Использование компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся, что невозможно, например, при устном опросе.

  •  При компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность.

  •  Выставление оценки всегда объективно и не зависит от личных отношений учителя и ученика.

  •  Во время тестирования у учителя появляется возможность вести индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.

В своей работе использую готовые тестовые программы, в том числе и с тесты по ЕГЭ, которые имеются в электронных изданиях, а также тесты, найденные в Интернете.

Систематически применяю программы-тестировщики: Test, TestMan, Тестер, которые позволяют учителю самому создавать тесты. С помощью этих программ разрабатываю и создаю компьютерные варианты различных тестов и использую их на своих уроках.

Однако готовые программные оболочки позволяют вводить только запрограммированные задания, чаще одной и той же формы. Поэтому для создания тестов использую программы MS Excel и MS PowerPoint, которые помогают правильно оформлять математические тексты, внедрять в задания рисунки и формулы, что помогает разнообразить и расширить процесс проверки качества знаний обучаемых.

Создание теста по определённой теме начинаю с его разработки: определяю назначение теста, составляю задания, выбираю форму, прогнозирую результат. В тестах использую задания закрытой формы и задания, которые требуют только запись правильного ответа. Варианты ответов специально подбираю таким образом, чтобы каждый ответ отражал одну из типичных ошибок. Затем создаю компьютерный вариант, который в дальнейшем можно использовать как образец для создания других тестов с аналогичными формами заданий.

Применяю тесты различных видов: входные, промежуточные, итоговые и тесты текущего контроля.

Входные, промежуточные и итоговые тесты, включают в себя большое количество заданий. На их выполнение отводится 20-30 минут.

Тест текущего контроля содержит не более 10 заданий, рассчитан на 5-7 минут и позволяет проверить уровень подготовки учащихся по определённой теме одного или двух уроков. Так как вопросов в тесте не много, то одно тестирование не является показателем успехов. Действительный результат можно получить, оценивая сразу несколько тестирований.

Компьютерное тестирование позволяет мне осуществить обратную связь в процессе обучения, проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и деятельность класса в целом.

Таким образом, компьютерные технологии позволяют совершенствовать процесс контроля обученности учащихся.

Надо отметить, что сегодня увеличивается число учащихся, имеющих дома компьютеры и подключение к Интернету. В связи с этим всё чаще практикую электронные домашние задания, которые могут быть выполнены и в кабинете информатики. Например, подготовка презентации по какой-либо теме, или построение графиков в электронных таблицах Excel, или поиск информации в Интернете.

В своей работе придерживаюсь следующих требований к электронным домашним заданиям:

  •  Домашнее задание может быть дифференцированным.

  •  Должен быть определён обязательный минимум выполнения.

  •  Необходимо указать временные рамки.

  •  Следует рекомендовать учащимся некоторые источники информации (например, адреса сайтов).

  •  Должна быть определена программа реализации задания (MS Word, PowerPoint, Excel и др.).

  •  Необходимо определить объём отчётного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.).

  •  Желательно предложить учащимся дополнительное задание.

  •  Должно быть оговорено место размещения выполненной работы (папка в компьютере).

Электронные домашние задания повышают познавательную активность учащихся и стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний.

Таким образом, ИКТ позволяют учащемуся работать в своём собственном режиме, не создавая дискомфорта. Использование данных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

 

 

Домашняя | ИКТ | Метод проектов | Краеведение | Копилка

Дата последнего изменения этого узла 19.02.2010

Hosted by uCoz