Сайт учителя математики и информатики
Бабыниной Татьяны Ивановны

     

Краеведение

Главная  Гостевая книга

Вверх
ИКТ
Метод проектов
Краеведение
Копилка


Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся
на краеведческом материале в процессе обучения информатике и ИКТ

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Это определяет особую значимость и  актуальность духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся.

 На уроках информатики основой для такого воспитания является использование краеведческого материала.

Активное включение краеведения в процесс обучения  решает следующие задачи:

  •  развитие творческих способностей;

  • проведение межпредметных связей; 

  • изучение традиций родного края;

  • воспитание бережного отношения к родной культуре;

  • формирование исследовательских навыков;

  • мотивация исследовательской деятельности;

  • повышение интереса к информатике и к истории
    родного края.

 Источники информации по краеведению:

  • пресса;

  • Интернет;

  • администрация сельского поселения;

  • односельчане, семья;

  • школьная и сельская библиотеки;

  • школьный музей.

 Примеры использования краеведческого материала
в процессе обучения информатике и ИКТ

  •  Тема «Алгоритмизация и программирование»

    Использование краеведческого материала на уроке информатики, в разделе «Алгоритмизация и программирование» позволяет решать задачи практического содержания. Школьники, помимо знаний по программированию, знакомятся с различными аспектами жизни области, ее историей.

    Примеры заданий:
    Задание №1. Составьте алгоритм решения следующей задачи: «Поселок Ракитное был основан в 1652 году. Сколько лет будет поселку в №-ом году?»
    Задание №2. Дан массив, в котором содержится информация о численности населения в N городах Белгородской области. Определите общую численность населения во всех этих городах.

  • Тема «Системы счисления»

    •  Провести опрос учащихся по следующим вопросам:

Вопросы

Ответы
1

Сколько городов в Белгородской области?

9

2

Назовите эти города.

Белгород, Алексеевка, Валуйки, Старый Оскол, Губкин, Шебекино, Грайворон, Новый Оскол, Короча

3

Какой город самый большой?

Белгород

4

Год его основания?

1593

5

Какой город самый юный?

Губкин

6

Год его основания.

1939

7

В каком году основан п. Ракитное?

1652

Затем перевести числа в двоичную систему  счисления.

  • Тема «Алгебра логики»

Даны высказывания:
А={Губернатор Белгородской области – Е. Савченко},
В={Белгород основан в 1652 г.},
С={«Пенка» – это название реки в Ракитянском районе}.

 Определить, истинны или ложны  нижеследующие высказывания:
1) не А или С;
2) А и не В;
3) не (В и С или А);
4) не В и не А или С;
5) не (не (не С)) и (А или В);
6) В или А и С.

Ответ: А, С, 1), 2), 4), 6) – истинные высказывания, В), 3), 5) – ложные.

  • Тема: «Организация вычислений с помощью компьютера. Электронные таблицы»

Использование задач с применением статистических данных по Белгородской области, Ракитянскому району и селу Дмитриевки.  

·         Расчетные задачи

Например:  

Задание. Используя данные о численности населения по Белгородской области, выполнить практическую работу.

а) Заполнить ячейки таблицы, используя выравнивание, подбор шрифта, сортировку данных.

Численность населения (на начало года)

Годы 

Тыс. человек

Удельный вес в общей численности, % 

Всего 

Городская местность 

Сельская местность 

Городская местность 

Сельская местность

1926 

1677,0 

118,0 

1559,0 

7,0 

93,0 

1939 

1440,0 

95,0 

1345,0 

6,6 

93,4 

1941 

1414,5 

100,5 

1314,0 

7,1 

92,9 

1950 

1408,0 

127,8 

1280,2 

9,1 

90,9 

1959 

1226,3 

239,9 

986,4 

19,6 

80,4 

1970 

1261,1 

444,4 

816,7 

35,2 

64,8 

1979 

1304,8 

687,6 

617,2 

52,7 

47,3 

1989 

1380,6 

870,5 

510.1 

63,1 

36,9 

1997 

1478,6 

962,8 

515,8 

65,1 

34,9 

2005

1513,6

996,0

517,6

65,8

34,2

б) Построить круговую диаграмму для сравнения численности городского и сельского населения в 1926-2005 годах. 

  • Тема: «Обработка Графической информации»

·         Создание рисунков на военную тематику

·         Создание рисунков на  тему «Малая родина».

·         Изображение символики Белгородской области.

Например:

Задание №1. Изобразить флаг Белгородской области.

Задание №2. Создать рисунок на тему «Село родное» («Дмитриевка в будущем»).

Задание №3. Нарисовать открытку (рисунок) ко Дню Победы.

Задание №4. Создать иллюстрацию к стихотворению местного поэта о Родине или о войне.

  •  Тема: «Создание и обработка текстовой информации»

·         Ввод краеведческого материала при  оформлении документов.

·         Подготовка рекламных проектов учреждений и предприятий Белгородской области.

·         Оформление рефератов, докладов, стихотворений о Родине и о войне.

·         Оформление проектов по различным предметам.

 Например:

Задание. Отформатировать по образцу текст из летописи села Дмитриевки.  

 Работы учащихся:

1) Сборник стихов школьных поэтов, подготовленный к встрече с поэтами Черноземья.

2) Проект «Храм» (текстовый документ).

3) Примеры рефератов, сочинений, имеющих духовно-нравственную и патриотическую направленность.

4) Изготовление этикеток на выставку, посвященную  65-летию  Курской битвы и т. д.

  •  Тема: «Мультимедиа»

·         Создание компьютерных презентаций с использованием краеведческого материала.

·         Демонстрация примеров мультимедиа на диске «Добро пожаловать на Белгородчину»

Например:

Задание. Подготовить презентацию на тему:

«Дмитриевка в годы войны»

«Храм в селе Дмитриевке»

«Престольный праздник»

«Родное село»

«История моей семьи»

«История школы»

 Работы учащихся:

Проекты, представленные на областные конкурсы в рамках различных акций «Я – гражданин России!», «За здоровый образ жизни», «Наркотикам – нет!»

  •  Тема: «Телекоммуникационные системы»

    • Работа с Web-страницами и Web-сайтами учреждений и организаций Белгородской области.

    • Поиск информации при подготовке к внеклассным мероприятиям духовно-нравственной и патриотической направленности.

    • Поиск информации при составлении рефератов и докладов на тему «Родной край», «Великая Отечественная война», «Православие».

    • Создание Web-страниц и Web-сайтов на основе краеведческого материала.

Например:

Задание №1. Найти Web-сайты Белгородских образовательных учреждений. Получить информацию о предстоящем наборе абитуриентов в этом году.

Задание №2. Найти Web-сайт администрации Белгородской области. Получить информацию на заданную тему.

Задание №3. Рассмотреть доменную систему имен на примере Web-сайтов БелГУ, администрации Белгородской области, сайта нашей школы.

Задание №4. Составить Web-страницу (Web-сайт) школы.

 Примеры конкурсных Web-сайтов:
«Наркотикам – нет!»
Сайт школы
«Слава победителям»

 Web-сайт «Все это в памяти храним...» был создан для участия в конкурсе «Слава победителям», посвященном 60-летию Победы. В ходе исследовательской деятельности старшеклассниками была проделана большая работа по нахождению и обработке различной информации о родном селе в военные годы: боевые действия на территории Дмитриевки, воины-освободители, братская могила, герои-земляки, воспоминания ветеранов о войне, воспоминания жителей Дмитриевки о жизни в годы оккупации и после войны. Эта работа была отмечена областной грамотой.

Сегодня Web-сайт позволяет учителям и учащимся школы находить нужную информацию при подготовке к школьным мероприятиям и урокам.

Использование краеведческого материала в обучении информатике помогает формированию духовно богатой личности, осознающей  ценности родного края  и бережно к ним относящейся.

 

 

Домашняя | ИКТ | Метод проектов | Краеведение | Копилка

Дата последнего изменения этого узла 19.02.2010

Hosted by uCoz