Сайт учителя математики и информатики
Бабыниной Татьяны Ивановны

     

Метод проектов

Главная Гостевая книга

Вверх
ИКТ
Метод проектов
Краеведение
Копилка

 


МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  ИНФОРМАТИКЕ

Одна из задач современной школы – разностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

Таким требованиям современного образования отвечает проектная форма обучения. Поэтому в преподавании информатики систематически использую метод проектов. Ведь в основе этого метода лежат творчество, инициативность и самостоятельность учащихся. В процессе работы над проектом у учащихся возникает необходимость в самостоятельном приобретении новых знаний и умений по определённой теме. Происходит закрепление практических навыков работы с различными компьютерными программами.

Наша школа хорошо оснащена компьютерной техникой: компьютерный класс с выходом в Интернет, сканеры, принтеры, цифровые видеокамера и фотоаппарат, мультимедийные проекторы. Это способствует применению компьютерных технологий в проектной деятельности по различным школьным предметам и во внеклассной работе.

Например, при оформлении отчёта и защите проекта учащиеся используют компьютер с его возможностями. Поэтому вместе с добыванием знаний по основному предмету, ученики приобретают практические умения и навыки по информатике. В связи с этим как учитель информатики поддерживаю все проекты, которые выполняются в школе.

В процессе обучения информатике использую групповые и индивидуальные проекты. Проектную деятельность учащихся в малых группах организую при закреплении материала по конкретной теме и при итоговом повторении. Если же в форме защиты проекта сдаётся экзамен, то работа ученика должна быть индивидуальной.

Применяю в своей работе проекты различных видов: краткосрочные (1-6 часов), среднесрочные (9-12 часов), долгосрочные (четверть – полугодие). Длительность работы над проектом определяется наличием мотивации учащихся, их возрастом и сложностью проектной задачи. Например, на уроках в 5-6 классах это кратковременные проекты, так как дети этого возраста не могут долго заниматься одним делом. При изучении графического редактора это могут быть следующие мини-проекты: «Село родное», «Новогодняя открытка», «Иллюстрации к стихам школьных поэтов». Эти мини-проекты помогают развить у учащихся воображение и творческие способности.

В проектной деятельности учащихся выделяю следующие этапы:

  •  Подготовка к работе над проектом, выбор темы

  • Сбор информации об аналогичных проектах

  •  Разработка собственного плана решения проблемы

  • Разработка и отладка компьютерного проекта

  •  Подготовка отчёта о проделанной работе.

  •  Защита проекта

  •  Рефлексия (анализ).

На первом этапе формируются группы, выбирается и обосновывается тема, определяются сроки завершения проекта.

При выборе темы учитывается её актуальность и значимость в настоящее время. Желательно, чтобы проект имел заказчика. В этой роли может выступать как учитель информатики, так и другие лица (учителя-предметники, администрация школы, вожатая, медсестра и т. д.). Тогда с группой, работающей над проектом, будет связан человек, который лично заинтересован в конечном результате, кому плоды этой деятельности потребуются для дальнейшей работы. Тогда результат действительно становится социально-значимым для ребёнка.

Например, проекты, созданные по заказу учителей, используются на уроках в качестве наглядных пособий, дидактических материалов, обучающих и контролирующих программ. Интересные и качественные презентации, подготовленные к защите проектов в рамках различных акций («Я – гражданин России!», «За здоровый образ жизни», «Наркотикам – нет!»), помогают нашим учащимся побеждать в районных и областных конкурсах.

Следующим этапом является сбор информации о существующих вариантах решения проблемы. Учащиеся анализируют выполнение аналогичных заданий, выделяют достоинства и недостатки решений, продумывают макет своей работы. Таким образом создаётся банк творческих идей и предложений реализации проекта.  

Далее выбирается наиболее оптимальная идея и разрабатывается собственный план решения проблемы. Подбираются компьютерные программы, с помощью которых можно достичь поставленных целей.

Например, работая над учебным проектом «Компьютерный тест по теме «Основы логики» (11 класс) учащиеся рассматривают тесты, созданные в различных компьютерных программах (PowerPoint, Excel, Word), в разных средах программирования (Turbo Pascal, Delphi), с помощью готовых программ-тестировщиков. Анализируя готовые варианты компьютерных тестов, группа определяет  программное обеспечение и аппаратные средства, с помощью которых будет реализован проект, составляет план дальнейшей работы.

Затем начинается творческая разработка и отладка компьютерного проекта. Считаю, что на этом этапе работы функции учителя – поддержка и поощрение ученика, оказание ему помощи в поиске информации. Поэтому консультирую и координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность, не допуская авторитарного вмешательства в творческий процесс.

Отчёт о проделанной работе  может быть представлен в форме устного рассказа по заданному плану. В старших классах отчёт оформляется в виде пояснительной записки к проекту и представляет собой текстовый документ.

Основные разделы пояснительной записки:
титульный лист,
оглавление,
вводная часть,
описание компьютерной разработки проекта,
список использованной литературы.

Вводная часть содержит обоснование актуальности и значимости проекта, определение области применения проекта, содержание разделов проекта (тезисы). В раздел «Компьютерная разработка проекта» входят следующие подразделы: описание макета проекта, структура проекта, описание типовой страницы проекта, перечень компьютерных средств, инструкция по эксплуатации, теоретический блок по курсу информатики. Примерный объём пояснительной записки – 10-15 страниц формата А4.

Поскольку работа над проектом – творческий процесс, то авторы вправе исключить или добавить некоторые разделы. Также учащиеся могут изменить последовательность изложения представленного в пояснительной записке материала.

Завершающий этап проектной работы – защита проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся оценивать их.

Если защита проходит в форме презентации, то заранее знакомлю учащихся с требованиями к выступлению. Оно должно представлять собой связный рассказ. Необходимо выдержать логику изложения. Демонстрация слайдов должна соответствовать этапам устного выступления. От авторов проекта требуется точно отвечать на вопросы и аргументировать своё мнение. Участие всех членов группы в выступлении и в дискуссии с другими группами обязательно.

После выступления даётся время на обсуждение. Предлагаю ребятам перечислить три наиболее сильные стороны представленной работы и два момента, требующих доработки. Затем учащиеся вносят свои предложения по усовершенствованию проекта, если таковые имеются.

По окончанию обсуждения все группы и учитель заполняют оценочные листы. Далее вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов - доработать.

Оценочный лист

Оцениваемый параметр

Максимальный балл

Оценка

Содержание

 

 

Соответствие теме

15

 

Логика изложения

10

 

Ясность изложения сформированных идей

10

 

Дизайн

 

 

Соответствие общего дизайна и графики содержанию

10

 

Единство стиля в оформлении разных частей работы

10

 

Читаемость текста, наглядность выделений, расстановка акцентов

10

 

Мультимедиа. Использование звука, видео

10

 

Организация

 

 

Обоснованность количества слайдов

5

 

Логическая последовательность представленных слайдов

5

 

Творческий подход и оригинальность

15

 

Сумма баллов

100

 

В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

Опыт показывает, что при использовании метода проектов на уроках необходимо заранее всё тщательно обдумать; чётко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать учащимся, не предлагая при этом готовых решений. Желательно распланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать проектную форму обучения.

На мой взгляд, при планировании учебного материала не нужно впадать в крайность и думать, что все необходимые знания и навыки мы сумеем передать ученикам только в процессе проектной деятельности учеников. Необходимо использовать различные методы обучения и воспитания, в том числе и традиционные.

Работая над проектом, учащиеся самостоятельно и охотно приобретают из разных источников недостающие знания; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышление. Таким образом, проектная деятельность развивает творческие способности учащихся и дает им возможность для самовыражения.

 

 

Домашняя | ИКТ | Метод проектов | Краеведение | Копилка

Дата последнего изменения этого узла 19.02.2010

Hosted by uCoz